Про уважение: важные ценности

Уважение — как главная ценность в жизни. Своей точкой зрения в этой статье делится профессиональный психолог, нарративный практик Москвичев В. В.

«Не так давно осознал, что уважение стало для меня главной ценностью в жизни. Пришло это осознание, когда я писал статью о нарративной практике, и решил ответить на опрос — что же привлекло меня в нарративном подходе как практика помощи людям? И ответ был для меня очевидным — уважение к людям, выраженное в нем: люди ищущие помощи, равны человеку, ее оказывающему, в том числе — в их взгляде на жизнь, право на обладание «истиной», на определение полезности или не полезности действий терапевта и т.д.

Я понял, что ценят мои отношения, и решил, что важно сформулировать, что я понимаю под уважением. Наверно, острее всего я ощущаю важность уважения для себя в состоянии его недостатка: когда при мне унижают другого человека, или группа людей: родители грубо ругают ребенка, учитель не считается с мнением ученика, оскорбляет его при классе, психологи обсуждает клиента в выражениях, которые вряд ли  бы ему понравились, «благополучные» граждане высказываются о мерах, которые должны быть применены к «неблагополучным» и т.д. Часто мне кажется, что большинство проблем в нашей стране связанно с острым дефицитом уважения.

Про уважение: уважение как главная ценность в жизне

В то же время, уважение — это одна из наиболее часто заявляемых у нас ценностей. Большинство людей, с которыми я встречался, хотят по отношению к себе уважительного отношения и остро реагируют на проявление неуважения. Распространение ценностей уважения в нашей стране проявляется даже в вопросе: «Ты меня уважаешь ?!» Но уважение может пониматься очень по-разному: некоторые считают, что уважение «нужно заслужить», другие — что уважать можно заставить, кто-то ассоциирует уважение с хорошим отношением, кто-то со страхом. Но эти различия часто не замечаются, слово «уважение» употребляется как само-собой-понятное, «общепринятое». Возможно, поэтому, в ситуации, когда уважение так важно для большинства людей, оно реализуется так по-разному и воспринимается, как не уважение, оставаясь самым крупным дефицитом.

Для меня уважение — это признание права другого на свой взгляд, свою жизнь, свою правду. В идеале — признание равенства его права моему. Это означает отказ от моей претензии на знание истины. Я воспринимаю как однокоренные слова «уважение» и «важность», уважение для меня означает признание важности мнения другого человека, даже если оно отлично от моего. Признание важности выражается в интересе к мнению другого, готовности в нем разбираться. Претензия на обладание единственной истинной в моем представлении становится, обесцениванием всех отличных от «истинного» взглядов, а значит — появлением неуважения. Если мнение, позиция, взгляд одного человека исключают, обесценивают, проявляют неуважение по отношению к взглядам другого, я стараюсь проявить свое уважение и к нему, т.е. понять, разобраться в этом взгляде, аргументации, смысле, истории его возникновения. В то же время, я обозначаю свою ценность уважения и сообщаю, что для меня важна возможность существования и другого взгляда.

Если я отрицаю право кого-то на свой взгляд — я проявляю неуважение разрушаю свою собственную ценность в мире.

Это не означает, что я не имею собственного взгляда на мир. Я отказываюсь только от претензии на то, что мой взгляд истинный. У меня могут быть основания и аргументы для этого взгляда, я могу верить в него, он может помогать мне в решении задач, но это не истина.

Уважение в моем понимании возникает, развивается и реализуется в отношениях. «Лучшее всего эти отношения описывают словами« равноправие »,« партнерство »и« сотрудничество ».

Уважение появляется у ребенка, когда он видит признание важности своего мнения, и, в то же время, слышит мнение другого человека. Проявление уважение — это обсуждение и заключение договоренностей.

Такое уважение не возникает из страха, будь то страх наказания, осуждения, отвержения. Такое уважение не обеспечивает за принижения мнения других. В моем представлении такого рода уважения становится разнообразие мира, насыщение его разными возможностями проживания своей жизни. Большая часть моей профессиональной деятельности связана с помощью, а также не принимать в расчет. Работая в детском приюте, я старался включить мнение ребенка в пространство обсуждения его судьбы. Для того, чтобы принять его желание или не желание жить в приюте, в родной семье, детском доме или приемной семье. К сожалению и сейчас мнение специалистов играет значительно большее значение в определении судьбы ребенка.

Помогая семьям, признанным «неблагополучным» или «дисфункциональным» я стремлюсь к тому, чтобы взгляды из семьи, в том числе — на причины трудного положения семьи и на пути его улучшения был представлен на равном с мнением специалистов и представителей государства.

Работая с подростками, в том числе теми, которых многие называют «трудными» я регулярно встречаюсь с ситуациями, что их мнения оказываются новыми и развивающими для меня, а вопросы заставляют пересматривать казавшиеся мне само-собой-разумеющиеся представления. Это моя первая попытка раскрыть то, что я понимаю под уважением. Я буду благодарен всем, кто выскажет свое понимание. »

Источник 

Обсуждение закрыто.